Хто є хто в журналістиці  11358
У вибране Написати Стартова
Пошук на Jurnalist.in.ua

Новини
17.07.2007
Наружная реклама в городах Украины: проблемы, тенденции, выводы

Общие тенденции сформированы массовым приходом в местные советы и администрации молодых и амбициозных чиновников и депутатов. Многие из них пришли из бизнеса, в том числе из рекламного. Так, например, только в Киевском городском совете сегодня 10 депутатов имеют личное отношение к операторам наружной рекламы (в прошлом созыве – человека четыре, не более). И как знающие, так и ищущие в скором времени поняли, что наружная реклама – крайне интересный бизнес. Не так продающий, как капиталоемкий. А тут, как говорится, открываются широкие возможности: например, создав наспех фирму из 200 щитов, можно за полгода ее перепродать за бешеные деньги иностранцам. Или разместить политическую рекламу, как это будет делать "Наша реклама" в Киевской области. Или размещать социальную рекламу, экономя на аренде, и ожидая клиентов.

В общем, можно ничего не делать, и много зарабатывать. Но это только симулякр хорошей жизни, а реально все оказалось сложнее. Инвесторы уже давно не дураки, конкуренты отбирают всех клиентов, а параллельные структуры (например, Кабмин) сами могут осчастливить социалкой злостных врагов. Плюс нарастает конкуренция внутри городов – чиновников много, а формат 3 метра на 6 метров – он один в единственном числе.

В результате, торжествует конкуренция нерыночная. Возьмем злосчастный Киев. Перед выборами диалог закончился на необходимости вводить новые стандарты рекламы, бороться с коррупцией, допускать все фирмы к кормушке в равной доле. Иллюстрацией стали так называемые проекты рекламно-информационного оформления улиц, массово лоббируемые через городские структуры. И хотя внешне всё выглядело некрасиво (фирмы всеми неправдами регистрировали свои чертежи), но некрасиво выглядели все. И это было рыночно.

Сегодня проекты забыты. Забыты красивые слова о родном зеленом городе. Полгода длилась борьба за правила наружной рекламы (гораздо быстрее их в свое время принял Кабмин), массово ставились конструкции определенных компаний (по количеству депутатов), и до сих пор пишутся протоколы – нет, не сионских мудрецов – а новых мест под установку. И, конечно же, везде есть свой злой гений, окопавшийся в районном управлении по рекламе.

Но все это отнюдь не уникально. В Ивано-Франковске директор компании "АТАР" – родной брат главного архитектора города. Это незначительное совпадение привело к тому, что власти уже начали зачистку от наружной рекламы, никому не выдают разрешений и всяко пугают обычных предпринимателей. Хотя этот областной центр в плане рекламы достаточно терпимый и приятный. Но это понимается, лишь когда чиновники говорят об одной фирме.

На Западной Украине и почему-то в Крыму (тут два диаметрально несопоставимых региона сошлись вместе) вообще есть тенденция к запретам рекламы табака и алкоголя. Не хотим и все. В том же Ивано-Франковске Ассоциация наружной рекламы привлекла прокуратуру к "решению вопроса". В Ровно прокуратура оказалась заодно с администрацией, пришлось выигрывать суд. В Крыму до сих пор некоторые города запрещают рекламу пива на улицах. Снова же – не всем. Это чтобы вы не подумали, что речь идет исключительно о здоровье граждан.

На Востоке на этот раз отличился Харьков. В Донецке все более-менее спокойно, все ожидают следующего покупателя "Плазмы" и расширения улицы Артема. А в Харькове схема "свой оператор – свои чиновники – уничтожение конкурентов" приобретает все более современные формы. Тут вам и проект центральных улиц, согласно которому наружку демонтируют полностью, тут и необходимость откупаться от демонтажей, и несколько скромных местных компаний, которые безвозмездно (то есть даром) предлагают свои скромные услуги. И только товарищ Кернес знает, как отделять зерна от плевел...

Отличился город Полтава – всегда самый спокойный в плане наружной рекламы. Новая власть решила, что доминированию фаворитов старой власти должен наступить конец, и начала этот конец олицетворить. Не то, чтобы творились дикие дела, но какой щит будет стоять в Полтаве завтра – знает только суд, самый справедливый в мире. Старые и новые пытаются отстоять каждую пядь земли. Что-то подобное происходит и в Сумах – несмотря на временный отход господина Щербаня до дел, его структуры до сих пор покусывают конкурентов, пытаясь сжить их с насиженных мест.

Весной отзвучал набат в Одессе (откупились), зимой волнения прошлись по Львову (откупились), звучала агрессия в адрес Запорожья (отбились). Не решен вопрос по Кировограду, Кривому Рогу, частично по Луганску. Везде тревожно, везде нестабильно...

Нельзя сказать, что вина лежит исключительно на местных чиновниках. Они просто не выдерживают испытания властью, как, наверное, произойдет и с большинством из нас. Сложно устоять, если есть возможность не только поставить красивый осязаемый щит, но и заработать на нем. А если еще и разместить социальную рекламу, на которой не только получить откат, но и сэкономить на арендной плате – так вообще жизнь как чудо. Поэтому, в первую очередь, винить мы должны контролирующие органы. Все эти прокуратуры, убопы, убэпы, кабмины, которые обязаны следить за порядком в регионах. К сожалению, политика давно вытеснила все разумные формы сожительства, поэтому сегодня личная встреча мелкого чиновника и предпринимателя ведет лишь к одному. Или уничтожение последнего, или нерыночная форма совокупления. Все другие формы – скандальны, публичны и агрессивны. Но больше ничего поделать мы не можем...


Колонка Артема Биденко www.reklamaster.com

Переглянути всі новини
17.07.2007
С целью установления обратной связи с читателями и более быстрого и эффективного реагирования на запросы читателей и подписчиков сетевой региональный медиа-проект «Статус. Экономические Известия» сообщает об открытии собственной «горячей» телефонной линии
далі

© Центра-Інвест, 2006-2018